" />

Колизей

Римский амфитеатр Колизей является одним из самых известных туристических объектов Рима.

История Колизея.

Строительство этого огромного здания, внушительные остатки которого до сих пор позволяют представить себе его древнее великолепии, было начато императором Веспасианом в 72 г.н.э. и закончено его сыном Титом в 80 году. Строительство было посвящено победе Рима над евреями. И 15 тысяч пленных евреев были заняты на его постройке. Его настоящее имя "Амфитеатр Флавия", но в народе он обычно назывался Колоссеум, может быть потому, что недалеко находился Колосс Нерона, либо из-за его колоссальных размеров амфитеатра.

Можно сказать, что нет такой страницы в истории Рима, которая в том или иной степени не была бы непосредственно связано с Колизеем, ставшим самим символом города и его жизни. Еще в 8 веке божественный Беда так воспевал Колизей: "Пока стоит Колизей, будет стоять Рим, а если падет Колизей, Падет и Рим, а если падет Рим, падет весь мир."

После катастрофических набегов норманнов от классического Рима остался только скелет. И Колизей оказался в запустении, на долгие годы превратившись в каменоломню. Отвалившиеся от времени, и нарочно выломанные камни из стен Колизея стали идти на новые сооружения. Материала из Колизея хватило бы на целый город. Папа Бенедикт 14, чтобы спасти то, что осталось, хотел освятить старый амфитеатр, благословив улицу Виа Круцис и установив в центре арены амфитеатра крест. Этот крест был символом святости этого места, обагренного кровью многих христианских мучеников, своей смертью подтверждавших свою веру на глазах у тысяч зрителей, жаждавших их крови. Позже этот крест был удален из Колизея, а в 1926 года, вновь был установлен на том же месте.

Игры в Колизее.

Открытие Колизея было ознаменовано 100 дневными играми. На этих играх бились несколько тысяч гладиаторов, и в один день было затравлено 5 тысяч зверей! Игры и цирковые представления в Колизее проводились по случаю знаменательных дат, ежегодных праздников и чрезвычайных событий. Основными видами игр являлись бои гладиаторов, охота на животных; но на арене происходили, также, и выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры. После травли хищников арена часто заполнялась водой и на ней устраивались морские сражения. В 246 году, при императоре Деции, в дни празднования тысячелетия Рима, Колизей явился театром пышных зрелищ, где, по воспоминаниям той эпохи, было убито 32 слона, 60 львов, 40 диких лошадей и десятки других животных, и среди них, лосей, зебр, тигров, жирафов и гиппопотамов.

Великий император Константин и другие его последователи пытались прекратить сражения гладиаторов, но римляне упорно не соглашались отказаться от привычных спектаклей. Однажды в начале 5 века пришедший с востока монах по имени Телемах проник на арену, пытаясь помешать гладиаторам. Он обратился к зрителям, умоляя их отказаться от этого зрелища. Послушались насмешливые голоса, посыпались оскорбления. Телемаха обзывали непрошенным гостем, страдальцем за человечеством. В итоге его забросали камнями. Но с этого дня гладиаторские бои прекратились и были окончательно запрещены к 404 году, в то время как звериные битвы продолжались и были прекращены только лишь в последние годы VI века.

Архитектура Колизея.

Колизей имеет форму эллипса. Его продольный диаметр равен 187 метрам, поперечный - 155 метров. Окружность 527 метров, а внешний эллипс 188 на 156 метров. Площадь, занимаемая Колизеем составляет 3357 кв.м.. Фасад Колизея, высотой 49 метров, состоит из 3 ярусов в которых открываются 80 аркад, переходящих в аттик с плоскими пилястрами и окнами. 240 поясов соответствуют стольким же отверстиям в карнизе представлявшим опору для огромного навеса, защищавшего зрителей от солнца и непогоды. В нормальных условия Колизей не был накрыт, но в случае дождя или летнего зноя, его накрывали огромным тентом, который натягивали 2 команды моряков императорского флота. Эти 2 команды также участвовали в морских сражениях, которые часто устраивались в амфитеатре. Навес огромным полотном покрывал всю арену на высоте около 50 метров. Окружность металлического круга, находившегося в центре навеса - 90 метров. К нему прицеплялись канаты, поддерживающие навес.

80 арочных входов на нижнем этаже были пронумерованы. За исключением 4 главных пропилеев, предназначенных для императора, императорских семей и весталок. Места на трибуне распределялись по личным пропускам, соответствовавшим нумерованному месту в предопределенном секторе и прилагался маршрут по амфитеатру до места, указанного на пропуске. Вход был свободным, но распределение секторов регулировалось строгими социальными правилами. 7 рядов подиума помимо императорских лож предназначались дл магистров и сенаторов. В нижних уступах размещались члены рыцарских орденов. Средние уступы в 19 ступеней и с 32 входами принадлежали средне буржуазии. Верхний ряд амфитеатра, состоящий из 37 террас, предоставлялся народу и там же были места для женщин. В общей сложности 50 ярусов этих террас были каменными, в то врем как места, предоставленные для народа, были деревянными. Было подсчитано, что общая прямолинейна поверхность трибун составляла 30000 метров. Принимая во внимание вышеуказанные подсчеты можно предположить, что Колизей мог вместить до 73000 зрителей.

Под ареной, у фундамента внутренней стены, находились клетки для зверей, а ближе к середине арены обнаружено, как уже было сказано выше, множество стен, столбов и сводов, поддерживавших арену или служивших для мгновенного появления из-под неё людей, животных, машин и декораций. Хотя новейшие раскопки распространились больше чем на половину всего пространства арены, назначение многих из этих стен и столбов пока ещё в точности не ясно.

В рассвете своей славы Колизей, несомненно, был потрясающим свидетельством римского величия. Но и сейчас, спустя многие столетия, Колизей представляет собой гордость Рима и вызывает восхищение посетителей. Никакие репродукции и макеты не способны передать величие этого архитектурного памятника старины. Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.